US 2003099414 A1, 29.05.2003. EP 0682188 A2, 15.11.1995. EP 1485629 A1, 15.12.2004. SU 808730 A1, 28.02.1981.
Имя заявителя:
Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (RU)
Изобретатели:
Турухано Борис Ганьевич (RU) Добырн Владислав Вениаминович (RU) Турухано Никулина (RU) Кормин Владимир Евгеньевич (RU)
Патентообладатели:
Учреждение Российской академии наук Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (RU)
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям подшипников, и может быть использовано в различных отраслях промышленности. Подшипник содержит элемент скольжения (ЭС) (1), который выполнен в виде единого цилиндра двух различных диаметров (2, 3), платформу (4) (в виде третьего цилиндра), расположенную над цилиндром ЭС большего диаметра (2), имеющего несколько больший диаметр, чем диаметр (3) цилиндра ЭС. Подшипник также содержит корпус (1) в виде кольца, охватывающего платформу (4) и ЭС (1) и имеющего буртик (19) в области диаметра (3). Корпус (1) и платформа (4) жестко связаны таким образом, что между корпусом (6) и ЭС (1), в области цилиндра диаметра (2) образован зазор (16). Шарик (5) расположен между ЭС (1) и платформой (4), а на обращенных друг к другу плоских поверхностях платформы (4) и ЭС (1), по месту расположения шарика (5) выполнены углубления (15, 10) и соосные сквозные отверстия, что обеспечивает зазор (20) между ЭС (1) и платформой (4). Шарик (5) жестко закреплен в углублении (15) платформы (4). На боковой поверхности корпуса (6) установлен штырь (17), жестко с ним связанный и ось которого направлена по радиусу цилиндра диаметром (2). На наружной отполированной поверхности цилиндра диаметром (2) выполнены канавки (11) в виде ортогональной сетки. На боковой поверхности цилиндра диаметром (3) выполнен паз (18), ось которого направлена по радиусу цилиндра ЭС (1) под углом 45° по отношению к ортогональной сетке канавок (11) и в который с зазором входит штырь (17). На верхней поверхности платформы (4) установлена пружина (7) с фиксатором (8), упирающаяся в платформу (4). Через соосные сквозные отверстия элементов (7, 4, 5 и 1) пропущена нить (12), которая зафиксирована одним концом на ЭС (1), а другим концом - на фиксаторе (8). ЭС (1) и шарик (5) выполнены из керамики или из материалов с высокой твердостью и с малым коэффициентом температурного расширения. Технический результат: создание подшипника с возможностью перемещения его по плоскости по любой траектории и с высокой точностью. 6 ил.