RU 2366560 C1, 10.09.2009. SU 1230807 A1, 15.05.1986. SU 1603822 A1, 10.05.2011. RU 2354715 C1, 10.05.2009. EP 960685 B1, 09.01.2002.
Имя заявителя:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный индустриальный университет" (RU)
Изобретатели:
Люленков Владимир Иванович (RU) Полищук Светлана Владимировна (RU)
Патентообладатели:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный индустриальный университет" (RU)
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано в металлургической, строительной, горнорудной промышленностях для обеспечения надежной работы направляющих, ползунов, защитных планок и других пар трения, работающих в тяжелых условиях с возвратно-поступательным движением, изготовленных из конструкционных сталей. Проводят обработку поверхности изделия диском, толщиной 6-15 мм, с армированной твердым сплавом ВК-8 рабочей поверхностью, вращающимся с окружной скоростью 50-150 м/с, прижимаемым к изделию с давлением 0,12-40 МПа и перемещающимся по обрабатываемой поверхности со скоростью 3-30 мм/с. За локальной зоной обработки изделия формируют валики со структурой мелкоигольчатого мартенсита, выступающие над поверхностью изделия на 0,3-1,5 мм. Валики создают по всей поверхности изделия от края до края в таком направлении, что наклонные борта валиков, образующие масляные карманы, создают гидродинамические силы поддержания поверхности трения со скоростями выше 2-3 м/с. Валики формируют в направлении, перпендикулярном движению изделия в процессе эксплуатации, на расстоянии друг от друга L=(1,5÷3)B, где В - ширина диска. Могут также дополнительно формировать вторую систему валиков мартенсита, расположенную перпендикулярно первой с расстоянием между валиками второй системы, равным L=(3÷10)B, или формировать валики двух систем под углом 90-120° друг к другу, причем располагают обе системы симметрично относительно направления движения изделия при эксплуатации. Кроме того, вершины валиков подвергают шлифовке. Формируются износостойкие поверхности, позволяющие сохранить износостойкость в условиях полусухого трения при малых скоростях скольжения. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.